Адрес:247210, Гомельская область, г.Жлобин, ул.Шоссейная,141
Тел/факс: (02334) 2 35 72(приемная)
Электронная почта: otdel@zhlobinedu.by

В филиале № 312 ОАО «АСБ Беларусбанк» г.Жлобина (МФО 151501673) открыт благотворительный счет BY41AKBB36424180016433200000BYN

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ

 

В центре внимания – дети, или

О проблемах семейного неблагополучия

 Приоритетным направлением развития нашего государства было и остается защита прав и законных интересов самой уязвимой категории населения – детей. Ребенок, особенно маленький, не может сам защитить себя, далеко не каждый расскажет о своих переживаниях и страхах и придет за помощью. Задача нас, взрослых, вовремя увидеть проблему и прийти на помощь маленькому человеку.

На территории Жлобинского района на протяжении трех последних лет наблюдается рост числа несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении (далее – СОП): в 2015 году – 322 ребенка из 174 семей, в 2016 году – 382 ребенка из 184 семей, в 2017 году – 390 детей из 186 семей. Данная статистика говорит о все большем внимании со стороны государственных органов и служб, обычных граждан к детям из так называемых неблагополучных семей.

Сведения о предполагаемом семейном неблагополучии поступают из различных источников. В основном, выявляют проблемы в семьях, требующие вмешательства государственных органов, сами педагоги. Классный руководитель либо воспитатель дошкольного учреждения, куратор группы каждый день работает с ребенком, видит, как он одет, обеспечен ли школьно-письменными принадлежностями и всем необходимым для обучения, какие условия проживания ребенка, имеется ли одежда и обувь, состояние этих вещей и соответствие сезону и возрасту, интересуются ли родители школьной жизнью ребенка, посещают ли родительские собрания. Впоследствии сведения о признаках семейного неблагополучия передаются педагогу социальному учреждения образования либо лицу, ответственному за эту работу, ставится в известность руководитель.

По каждому факту информирования о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей проводится социальное расследование – комплекс мероприятий, направленных на изучение ситуации в семье, который предусматривает сбор информации о семье из учреждения здравоохранения, правоохранительных органов, служб жилищно-коммунального хозяйства, сельских исполнительных комитетов, от соседей и односельчан.

Сведения о предполагаемом семейном неблагополучии поступают также и от иных государственных органов, граждан. Так, в 2017 году в отдел образования, спорта и туризма Жлобинского райисполкома поступило 902 сообщения о ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей (для сравнения: в 2016 году таких сигналов было 650), в том числе, из суда – 304, отдела внутренних дел Жлобинского райисполкома – 368, учреждения здравоохранения – 137, управления по труду, занятости и социальной защите Жлобинского  райисполкома – 9, служб жилищно-коммунального хозяйства – 2, от граждан – 5, из других служб – 16.

В итоге по результатам сигналов в 2017 году признаны находящимися в СОП 92 ребенка (10,2%), сведения не подтвердились по 527 сообщениям (58,4%). В 138 случаях проведения проверки (15,3%) установлено, что дети по указанным адресам не проживают.

Критерии и показателисоциально опасного положения несовершеннолетних определены приложением 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Критерии СОП несовершеннолетнего Показатели СОП несовершеннолетнего
1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:
своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью)
Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома
Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер
2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами Принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм
Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение
Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку
Запрещение ребенку посещать учреждение образования
Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия
3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер) Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.)
Родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)
5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях)
Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего
Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних
Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты
6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера
Социальная изоляция несовершеннолетнего
Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов
Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых
Отрицательное влияние сверстников, взрослых
Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.
Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания

Зачастую родители не осознают всю меру ответственности за своегоребенка, не видят проблем семьи. А тем временем ситуация усугубляется. К примеру, подросток украл мобильный телефон, доставлен в отделение милиции в состоянии алкогольного опьянения. Сразу возникает много вопросов прежде всего к родителям: какой материальный достаток семьи? не является ли этот поступок стремлением обратить на себя внимание и получает ли ребенок это внимание дома? какие отношения у него с родителями и родственниками, проживающими совместно? как часто они общаются? не утрачен ли авторитет родителей? какое психоэмоциональное состояние у ребенка? как проводит подросток свой досуг? контролируют ли родители свободное время ребенка? как подросток ведет себя в школе? какое социальное окружение несовершеннолетнего? знают ли родители друзей сына? и другие.

Либо другой пример. Единственный родитель (мать) ведет аморальный образ жизни, употребляет спиртные напитки, не работает. В работе с семьей педагоги добиваются того, чтобы, в одном случае,мать вела трезвый образ жизни, в другом – прошла лечение от алкогольной зависимости. Здесь ясно одно: сколько бы ни лечился либо ни кодировался человек, пока не придет к нему осознание необходимости вести правильный образ жизни ради своих детей, не помогут ни уговоры,  ни врачи.

Все больше выявляется детей, родители которых расторгли брак, имеют неразрешенные проблемы имущественного и бытового характера, между ними часто возникают конфликты, зачастую с привлечением сотрудников правоохранительных органов. Как правило, в таких ситуациях родителями движут собственные амбиции и обиды. Дети становятся невольными участниками затяжных конфликтов, ссор и скандалов, долгих судебных споров (в настоящее время все споры по воспитанию детей решаются в судебном порядке), с кем из родителей они будут проживать, каков будет порядок общения с отдельно проживающим родителем. Следует отметить, что мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, учитывается судом при вынесении решения. Таким образом, на хрупкие плечи 10-летнего ребенка возложено принятие очень сложного для него решения, ведь он по своей природе любит одинаково как маму, так и папу, но вынужден принимать взрослое решение. Ситуация усугубляется, если родители, фактически «отвоевывая» ребенка друг у друга, ставят под сомнение заключение педагогов-психологов Жлобинского социально-педагогического центра, иных учреждений, которые характеризуют детско-родительские отношения, психоэмоциональное состояние ребенка, определяют возможные последствия негативного влияния сложной жизненной ситуации на несовершеннолетнего. И вот здесь начинается «тягание» чада по разным специалистам. В итоге ребенок замыкается, отвергает сложившуюся ситуацию, не желает не то, чтобы разговаривать со специалистом, но даже о своей семье. Внутренние переживания маленького человека могут привести к непоправимым последствиям – нарушениям его психического и даже физического состояния. Ребенок может уходить из дома в поисках компаний, где он будет принят, ощутит свою значимость. Опасность состоит в том, что такие группы как правило асоциальные. Также среди негативных последствий «дележки» ребенка может быть появление давящего чувства вины у несовершеннолетнего, принявшего сторону одного из родителей, и, как следствие, – суицидальных мыслей, демонстративного трудного поведения.

В работе с семьями несовершеннолетних, признанных находящимися в СОП, задействованы специалисты различных служб. Прежде всего, это потенциал самого учреждения образования, также привлекается ресурс родственников и близких семьи, представители отдела внутренних дел Жлобинского райисполкома, территориального центра социального обслуживания населения Жлобинского райисполкома, подразделений учреждения здравоохранения «Жлобинская центральная районная больница», районного отдела по чрезвычайным ситуациям, инспекции по делам несовершеннолетних, служб жилищно-коммунального хозяйства, смотровых комиссий, трудовых коллективов, сельских исполнительных комитетов, общественных организаций, церковь.

Работа с несовершеннолетними, признанными находящимися в СОП, членами группы ответственных лиц организована в соответствии с индивидуальными планами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, планами по защите их прав.

Как итог, в 2017 году  удалось стабилизировать ситуацию  в 79,1 % неблагополучных семей.

Однако имеется и другая статистика. В случае, если проводимая работа не дает положительных результатов, несовершеннолетние отбираются у родителей в соответствии с требованиями действующего законодательства и признаются нуждающимися в государственной защите решением комиссии по делам несовершеннолетних Жлобинского райисполкома, помещаются в детский социальный приют Жлобинского социально-педагогического центра и находятся там до 6 месяцев. Данная мера позволяет дать родителям шанс на исправление, не доводя дело до лишения родительских прав. В 2017 году признаны нуждающимися в государственной защите 48 детей, в 2016 году – 33 ребенка, в 2015 году – 50 детей.

Тем не менее, не все родители используют шанс на исправление. Так, в 2017 году лишен родительских прав 1 родитель в отношении 1 ребенка, в 2016 году – 10 родителей в отношении 5 детей, в 2015 году – 10 родителей в отношении 8 несовершеннолетних.

Именно от родителей, от семьи зависит модель поведения человека, заложенная еще в детстве. Все упущения родителей в воспитании их чад рано или поздно дают о себе знать и создают для уже повзрослевших детей много проблем во взаимоотношениях с противоположным полом, при создании семьи и воспитании собственных детей.

Заведующий сектором учебно-методического

обеспечения по вопросам защиты прав ребенка

отдела образования, спорта и туризма

Жлобинского райисполкома

Лосовская Марина Олеговна